BEGIN:VCALENDAR VERSION:2.0 PRODID:DPCALENDAR CALSCALE:GREGORIAN X-WR-TIMEZONE:UTC BEGIN:VEVENT DTSTART;VALUE=DATE:20150909 DTEND;VALUE=DATE:20150910 UID:4beccaeedb8b4c597ffcabadf608a7fb SUMMARY:Юбилей композитора DTSTAMP:20150908T142652Z DESCRIPTION:\NЮ́рий Алекса́ндрович Гуля́ев (укр. Гуляєв Юрій Олександрович; 1930 — 1986) — советский украинский и российский оперный и эстрадный певец (лирический баритон), композитор. Народный артист СССР (1968)[1][2].\NБиография\NРодился 9 августа[3] 1930 года (по другим источникам - 9 сентября) в Тюмени (Россия).Большое влияние на музыкальные способности Юрия оказала его мама, Вера Фёдоровна, которая знала и любила музыку, сама хорошо пела. С детства заучивал песни и романсы с пластинок с записями Ляли Чёрной, Вари Паниной, Тамары Церетели и Сергея Лемешева.\NУчился в музыкальной школе по классу баяна. В 1949 году, после окончания средней школы поступил в Свердловский медицинский институт (ныне Уральский государственный медицинский университет), где принимал участие в художественной самодеятельности. Однако, быстро осознав ошибку в выборе профессии, перешёл на вокальный факультет Уральской консерватории им. М. Мусоргского (Свердловск, ныне Екатеринбург), которую окончил в 1954 году по классу пения Ф.И. Образцовской.\NПосле окончания консерватории пел в Свердловском театре оперы и балета. В 1955 году получил предложение переехать на Украину. С этого же года — солист Государственного русского театра оперы и балета в Сталино (ныне Донецк). С 1961 по 1975 год — солист Киевского театра оперы и балета им. Т. Шевченко. С 1971 года исполнял отдельные партии в Большом театре, с 1975 года — солист этого театра.\NНаиболее удачные партии — Жермон («Травиата» Дж. Верди, Онегин («Евгений Онегин» П. Чайковского), Валентин («Фауст» Ш. Гуно), граф Ди Луна («Трубадур» Дж. Верди), Фигаро («Севильский цирюльник» Дж. Россини).\NОднако наиболее популярны были выступления певца на эстраде. В своих сольных концертах исполнял как арии из опер, так и романсы, народные песни, песни советских конпозиторов (в репертуаре свыше 200 произведений).\NВ конце 1960-х годов в советской поэзии и музыке получила развитие героико-романтическая тема освоения космоса. Именно Гуляев в сотрудничестве с композитором А. Пахмутовой и поэтом Н. Добронравовым начал воспевать космонавтов. В 1968 году появился музыкально-вокальный цикл песен «Созвездие Гагарина» А. Пахмутовой и Н. Добронравова. Лирико-драматическое и мужественное пение удачно гармонировало с внешним обликом певца — высоким, мощным, с мужественными, но мягкими чертами лица, с особой, обаятельной улыбкой.\NОсобую популярность имели такие песни, как «Русское поле» Я. Френкеля и И. Гофф, «На безымянной высоте» В. Баснера и М. Матусовского, «Мой Киев (Києве мій)» И. Шамо и Д. Луценко, русские народные песни «Из-за острова на стрежень», «Вдоль по Питерской», «Метелица», «Утёс».\NВ 1964 году вступил в КПСС.\NПевец много гастролировал по Советскому Союзу и за рубежом: Австрия, Швейцария, Бельгия, Франция, Чехословакия, Венгрия, Болгария, ГДР, Канада, США, Куба, Польша, Югославия, Япония и другие страны. В 1964 году пел в концертном зале «Олимпия» в Париже (Франция).\NГолос Гуляева — лирический баритон, очень мягкий, тембристый, глубокий и объёмный, с крупной вибрацией. Голосоведение очень естественное, ровное, кантилена протяжная. Излюбленная манера пения — заглушенным, затемнённым, матовым звуком, с мощной динамикой.\NНаписал музыку к 40 романсам и песням. Одна из наиболее известных — «Желаю Вам» на стихи Р. Рождественского.\NСнимался в кино.\NПри жизни издано более 25 грампластинок с записями певца.\NБыл очень строг по отношению к себе. Говорил: «Если композитору достаточно написать на тройку — это будет моей пятёркой, но если я напишу на пятёрку, это будет всего лишь тройка».\NНа досуге его любимыми занятиями были шахматы и игра на фортепиано. Любил водить машину. Из писателей больше всех любил А. Чехова и С. Есенина.\NПоследние 8 лет жизни испытывал серьёзные проблемы со здоровьем, часто лежал в больницах, после тяжёлого воспаления лёгких болел бронхиальной астмой.Могила Гуляева на Ваганьковском кладбище.\N12 апреля 1986 года, в День космонавтики, последняя запись на «Огоньке» — телемост с космонавтами В. Соловьёвым и Л. Кизимом, находившимися на орбите. Гуляев под собственный аккомпанемент на баяне исполнил песню М. Блантера «Платком махнула у ворот моя любимая».\NСкончался 23 апреля (по другим источникам - 24 апреля[5]) 1986 года в Москве от сердечного приступа за рулём собственного автомобиля, прямо у гаража. Похоронен на Ваганьковском кладбищеюНаграды и званияЗолотая медаль Всемирного фестиваля молодёжи и студентов (номинация — сольное пение) (Вена, 1959)Заслуженный артист Украинской ССР (1960)Народный артист Украинской ССР (1965)Народный артист СССР (1968)Государственная премия СССР (1975) — за концертные программы (1971—1973)Орден Трудового Красного Знамени (1971)Орден Дружбы народов (1975)Почётный гражданин Тюмени (2005) X-ALT-DESC;FMTTYPE=text/html:
Ю́рий Алекса́ндрович Гуля́ев (укр. Гуляєв Юрій Олександрович; 1930 — 1986) — советский украинский и российский оперный и эстрадный певец (лирический баритон), композитор. Народный артист СССР (1968)[1][2].
Биография
Родился 9 августа[3] 1930 года (по другим источникам - 9 сентября) в Тюмени (Россия).Большое влияние на музыкальные способности Юрия оказала его мама, Вера Фёдоровна, которая знала и любила музыку, сама хорошо пела. С детства заучивал песни и романсы с пластинок с записями Ляли Чёрной, Вари Паниной, Тамары Церетели и Сергея Лемешева.
Учился в музыкальной школе по классу баяна. В 1949 году, после окончания средней школы поступил в Свердловский медицинский институт (ныне Уральский государственный медицинский университет), где принимал участие в художественной самодеятельности. Однако, быстро осознав ошибку в выборе профессии, перешёл на вокальный факультет Уральской консерватории им. М. Мусоргского (Свердловск, ныне Екатеринбург), которую окончил в 1954 году по классу пения Ф.И. Образцовской.
После окончания консерватории пел в Свердловском театре оперы и балета. В 1955 году получил предложение переехать на Украину. С этого же года — солист Государственного русского театра оперы и балета в Сталино (ныне Донецк). С 1961 по 1975 год — солист Киевского театра оперы и балета им. Т. Шевченко. С 1971 года исполнял отдельные партии в Большом театре, с 1975 года — солист этого театра.
Наиболее удачные партии — Жермон («Травиата» Дж. Верди, Онегин («Евгений Онегин» П. Чайковского), Валентин («Фауст» Ш. Гуно), граф Ди Луна («Трубадур» Дж. Верди), Фигаро («Севильский цирюльник» Дж. Россини).
Однако наиболее популярны были выступления певца на эстраде. В своих сольных концертах исполнял как арии из опер, так и романсы, народные песни, песни советских конпозиторов (в репертуаре свыше 200 произведений).
В конце 1960-х годов в советской поэзии и музыке получила развитие героико-романтическая тема освоения космоса. Именно Гуляев в сотрудничестве с композитором А. Пахмутовой и поэтом Н. Добронравовым начал воспевать космонавтов. В 1968 году появился музыкально-вокальный цикл песен «Созвездие Гагарина» А. Пахмутовой и Н. Добронравова. Лирико-драматическое и мужественное пение удачно гармонировало с внешним обликом певца — высоким, мощным, с мужественными, но мягкими чертами лица, с особой, обаятельной улыбкой.
Особую популярность имели такие песни, как «Русское поле» Я. Френкеля и И. Гофф, «На безымянной высоте» В. Баснера и М. Матусовского, «Мой Киев (Києве мій)» И. Шамо и Д. Луценко, русские народные песни «Из-за острова на стрежень», «Вдоль по Питерской», «Метелица», «Утёс».
В 1964 году вступил в КПСС.
Певец много гастролировал по Советскому Союзу и за рубежом: Австрия, Швейцария, Бельгия, Франция, Чехословакия, Венгрия, Болгария, ГДР, Канада, США, Куба, Польша, Югославия, Япония и другие страны. В 1964 году пел в концертном зале «Олимпия» в Париже (Франция).
Голос Гуляева — лирический баритон, очень мягкий, тембристый, глубокий и объёмный, с крупной вибрацией. Голосоведение очень естественное, ровное, кантилена протяжная. Излюбленная манера пения — заглушенным, затемнённым, матовым звуком, с мощной динамикой.
Написал музыку к 40 романсам и песням. Одна из наиболее известных — «Желаю Вам» на стихи Р. Рождественского.
Снимался в кино.
При жизни издано более 25 грампластинок с записями певца.
Был очень строг по отношению к себе. Говорил: «Если композитору достаточно написать на тройку — это будет моей пятёркой, но если я напишу на пятёрку, это будет всего лишь тройка».
На досуге его любимыми занятиями были шахматы и игра на фортепиано. Любил водить машину. Из писателей больше всех любил А. Чехова и С. Есенина.
Последние 8 лет жизни испытывал серьёзные проблемы со здоровьем, часто лежал в больницах, после тяжёлого воспаления лёгких болел бронхиальной астмой.
Могила Гуляева на Ваганьковском кладбище.
12 апреля 1986 года, в День космонавтики, последняя запись на «Огоньке» — телемост с космонавтами В. Соловьёвым и Л. Кизимом, находившимися на орбите. Гуляев под собственный аккомпанемент на баяне исполнил песню М. Блантера «Платком махнула у ворот моя любимая».
Скончался 23 апреля (по другим источникам - 24 апреля[5]) 1986 года в Москве от сердечного приступа за рулём собственного автомобиля, прямо у гаража. Похоронен на Ваганьковском кладбищею
Награды и звания
Золотая медаль Всемирного фестиваля молодёжи и студентов (номинация — сольное пение) (Вена, 1959)
Заслуженный артист Украинской ССР (1960)
Народный артист Украинской ССР (1965)
Народный артист СССР (1968)
Государственная премия СССР (1975) — за концертные программы (1971—1973)
Орден Трудового Красного Знамени (1971)
Орден Дружбы народов (1975)
Почётный гражданин Тюмени (2005)
Ма́йя Миха́йловна Плисе́цкая (20 ноября 1925, Москва, СССР — 2 мая 2015, Мюнхен, Германия) — артистка балета, прима-балерина Большого театра СССР (до 1990 года).
Народная артистка СССР (1959), лауреат премии Анны Павловой Парижской академии танца (1962), лауреат Ленинской премии (1964), Герой Социалистического труда (1985), полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством», лауреат множества других наград и премий, почётный доктор университета Сорбонны, почётный профессор МГУ имени М. В. Ломоносова, почётный гражданин Испании.
Также снималась в кино, работала как балетмейстер и как педагог-репетитор; автор мемуаров. Была супругой композитора Родиона Щедрина.
Маленькая Майя
Родилась в Москве в семье известного советского хозяйственного деятеля Михаила Эммануиловича Плисецкогои актрисы немого кино Рахили Михайловны Мессерер. Их родственники — балетмейстеры Асаф Михайлович Мессерер (1903—1992), Александр (1931—1985) и Азарий (род. 1937) Плисецкие, театральный художник Борис Мессерер (род. 1933) — составляют знаменитую династию Плисецких — Мессерер.
С 1932 по 1936 годы жила на Шпицбергене, где её отец сначала работал первым руководителем «Арктикугля», а впоследствии — и генеральным консулом СССР. В ночь с 30 апреля на 1 мая 1938 года Михаил Плисецкий был арестован, осуждён и в этом же году расстрелян (реабилитирован во время хрущёвской оттепели). Мать Плисецкой была выслана в Казахстан в Акмолинский лагерь жён изменников Родины(вернулась в Москву весной 1941). Чтобы девочка не была отдана в детский дом, маленькую Майю удочерила её тётя по материнской линии, балерина, солистка Большого театра, Суламифь Мессерер.
С сентября 1941 года по сентябрь 1942 года находилась с семьёй в эвакуации в Свердловске. В городе не было возможности для постоянных занятий балетом, однако первое выступление с номером «Умирающий лебедь» состоялось именно здесь. В 1943 году, после окончания Московского хореографического училища (педагоги Е. П. Гердт и М. М. Леонтьева), Майя Плисецкая была принята в труппу Большого театра. Вскоре перешла на сольные партии и утвердилась в статусе прима-балерины.
В 1958 году вышла замуж за композитора Родиона Щедрина.
В 1966 году подписала письмо 25 деятелей культуры и науки генеральному секретарю ЦК КПСС Л. И. Брежневу против реабилитации Сталина[5].
После распада СССР жила преимущественно в Мюнхене (Германия), время от времени вместе с мужем приезжала в Москву или Санкт-Петербург, также ездила в Литву, где у неё была дача неподалёку от Тракайского замка (Майя Плисецкая имела литовское гражданство — она и Родион Щедрин первыми из россиян получили литовские паспорта).
Майя Михайловна Плисецкая скончалась 2 мая 2015 года в Мюнхене на 90-м году жизни от обширного инфаркта миокарда. Согласно завещанию, прах Плисецкой будет соединён воедино с прахом Родиона Щедрина после его смерти и развеян над Россией.
Майя Плисецкая в балете «Ромео и Джульетта», 1961 год.
Майя Плисецкая — обладательница выразительной пластики, феноменального прыжка, гибкой спины, лёгкого шага и высокой музыкальности. Она первая ввела в балетную лексику такой прыжок, как «кольцо». Балерина создала свой собственный стиль, отличающийся изяществом, графичностью, остротой и законченностью жеста, позы и как каждого отдельного па, так и всего рисунка партии в целом. В её пластике танцевальное искусство достигло высокой гармонии. С самого начала своей сценической жизни балерина проявила редкий талант трагедийной актрисы. Обладая неиссякаемым интересом ко всему новому, она не боялась сценических экспериментов. Также известна своим феноменальным творческим долголетием.
Партии в репертуаре Большого театра: Китри в балете «Дон Кихот», Одетта и Одиллия в «Лебедином озере», Джульетта в «Ромео и Джульетте», Сюимбике в «Шурале», Раймонда в одноимённом балете Глазунова, Царь-девица в «Коньке-Горбунке», принцесса Аврора в «Спящей красавице», Хозяйка Медной горы в «Каменном цветке», Мехмэнэ-Бану в «Легенде о любви», Эгина и Фригия в «Спартаке».
После ухода со сцены Галины Улановой в 1960 году Плисецкая становится прима-балериной Большого театра. Хотя балерина танцевала в некоторых балетах Юрия Григоровича, постепенно она встала в оппозицию главному балетмейстеру Большого театра, с годами деление на «партию Григоровича» и «партию Плисецкой» только усиливалось.
В 1967 году Плисецкая сыграла роль Бетси Тверской в экранизации романа «Анна Каренина» (режиссёр Александр Зархи) — через несколько лет она выберет «Анну Каренину» для своего балетмейстерского дебюта и сама выйдет на сцену уже в заглавной роли.
«Кармен», 1974 год
Специально для балерины были поставлены балет «Кармен-сюита» (1967, балетмейстер Альберто Алонсо, музыка Жоржа Бизе в обработке Родиона Щедрина), миниатюры «Прелюдия» (1967, балетмейстер Наталья Касаткина) и «Гибель розы» (1973, балетмейстер Ролан Пети), танцевальный спектакль «Безумная из Шайо» (1992, хореограф Жижи Качуляну, «Эспас-Карден», Париж). Плисецкая плодотворно сотрудничала с Морисом Бежаром, поставившим для неё балеты «Айседора» (1976, театр де ла Монне)[10], «Леда» (1978, партнёр — Хорхе Донн, там же), «Курозука» (1995, новая версия балета 1988 года, партнёр — Патрик Дюпон, Дворец Шайо, Париж) и номер «Ave Maya» (1995); начиная с 1978 года танцевала в его «Болеро». Пробовала себя в жанре фламенко, участвуя в постановках хореографа Хосе Гранеро «Астурия» (на музыку Альбениса, 1991) и «Мария Стюарт».
Плисецкая выступала в качестве балетмейстера, поставив в Большом театре такие балеты Родиона Щедрина, как «Анна Каренина» (1972, совместно с Н. И. Рыженко и В. В. Смирновым-Головановым), «Чайка» (1980), «Дама с собачкой» (1985), сама исполняла в них главные женские партии.
По утверждению балерины, так как «мы десятилетиями сидели на диете», ставить самой себе балеты ей пришлось от безысходности, «на почве необходимости». Она мечтала работать с Леонидом Якобсоном, другими современными балетмейстерами, однако такой возможности у неё не было. Хореографом она себя не считала, говоря: «Я импровизатор. Я могла, может быть, придумывать режиссёрские ходы, но не лексику».
Майя Плисецкая на площади Киевского вокзала после гастролей,
2000 год.
В 1980-х годах Плисецкая и Щедрин проводили много времени за границей, где она работала художественным руководителем Римского театра оперы и балета (1983—1984), а затем Испанского национального балета в Мадриде (1988—1990). В Риме, в Оперном театре в Термах Каракаллы, она осуществила постановку классического балета Глазунова (хореография Мариуса Петипа) «Раймонда» (1984). В 1987 году в Нью-Йорке вместе с Рудольфом Нуриевым и Михаилом Барышниковым участвовала в гала-концерте в честь Марты Грэм, где к её репертуару добавился номер Рут Сен-Дени«Фимиам» (1906).
В 1990 году, в возрасте шестидесяти пяти лет, вместе с Екатериной Максимовой, Владимиром Васильевым и некоторыми другими артистами была уволена из Большого театра Юрием Григоровичем, что вызвало большой общественный резонанс. После этого не оставила сцену, продолжая участвовать в концертах, давала мастер-классы. В день своего 70-летия дебютировала в номере «Аве Майя», поставленном для неё Морисом Бежаром.
Начиная с 1994 года Майя Плисецкая являлась председателем ежегодного международного балетного конкурса «Майя», некоторое время проводившегося в Санкт-Петербурге.
4 мая 2015 года труппа мариинского театра посвятила спектакль «Шурале» Майе Плисецкой.
15 мая 2015 года, вместо запланированной церемонии вручения премии на фестивале Цауберзее, состоится вечер-посвящение.
20 ноября, вместо подготовленного юбилейного вечера, состоится концерт-вечер памяти в Большом театре.
X-ACCESS:1 X-MODIFIED:20151102T121401Z X-HITS:9 X-URL: X-COLOR:CC5E2F END:VEVENT END:VCALENDAR